К VII в. до н.э. Ассирия подчинила
себе силой оружия почти всю Переднюю Азию и даже временно Египет. В военной
державе искусству предъявляли совершенно определенные требования – прославлять
деяния победоносных царей и военную мощь государства. Дворец СаргонаII
(правил 721-705 до н.э.) в городе Дур-Шаррукене (современный Хорсабад),
открытый археологами в XIX в., дал обширный материал, позволяющий судить о
строительстве дворцов в Древней Ассирии. В комплекс дворцов входило около
двухсот помещений, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов.
В тронный зал, священное место царской власти, можно было попасть, только
пройдя череду дворов и помещений, оформленных с показной роскошью. Дворец был
построен из кирпича, но дорогие отделочные материалы доставлялись из всех
завоеванных стран.Камень для облицовки,
алебастр, привозили из Ливана. Прекрасно выполненные рельефы прославляли власть
царя и его победы. Выбор сюжетов характерен – это военные действия с жестокими
подробностями казней непокорных противников, прием послов с данью от покорных
народов и сцены охоты. Фигуры и, главное, лицо всех людей, в том числе и царей,
идеализировали и типизировали: создавали тип физически необычно мощного
человека, воина-победителя.