Около 1000 г. великие дворцы исламского мира и Константинополь, столица Восточной Римской империи, достигли такого уровня богатства и роскоши, которых еще не знала Европа. К концу XI в. ситуация начала меняться:положение Запарной Европы укрепилось и она становилась все воинственнее. 1-й Крестовый поход (1095) – признак этой возросшей уверенности в себя. Официальный разрыв между Восточной и Западной Церковью произошел в 1054 г. Однако, воспользовавшись общим культурным наследием, западное искусство усвоило византийские традиции, обретя в них символы нового расцвета Западной Европы, ее восстановленного авторитета. В мозаиках, ярких и обильных золотом, византийские заказчики не только создавали представление о своем безмерном богатстве, но и о мистической, духовной природе христианства. В Западной Европе традиция византийской мозаики была возрождена с легкой руки аббата Дезидерия, который для украшения интерьера церкви в Монтекассино пригласил в Италию византийских мастеров. В Сицилии также обратились к стилю и техники мозаик Византии. Великолепное внутреннее убранство церквей позволяло норманнской династии соперничать с константинопольским двором. Одним из интереснейших произведений мозаичного искусства Италии является мозайки собора в Чефалу (см.рис.1,2).
В Венеции мозаики, украшающие интерьеры собора Св. Марка и других церквей, свидетельствуют о тесных торговых и культурных связях города с восточными государствами, что было немаловажно для его независимости. Иногда венецианские заказчики стремились непосредственно воспроизвести характерную иконографию Восточной церкви.